Главная | Регистрация | Вход | RSS | Пятница, 03.05.2024, 06:18 |
Персональный сайт МДОУ "Детский сад "Полюшко" | |
Приветствую Вас Гость |
|
4.6.Образовательная программа. Целевой раздел(часть1)
Основная общеобразовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Полюшко» поселка Нариманово Питерского района Саратовской области (в соответствии с ФГОС ДО) на 2015-2016 учебный год
413310 Саратовская область, п.Нариманово, ул.Центральная, № 2а,пом.1 Т.(84561) 2-83-39
п.Нариманово 2015год Структура программы
I. Целевой раздел образовательной программы. 1.1.Пояснительная записка. 1.1.1.Нормативно-правовая база 1.1.2Цели и задачи реализации Программы 1.1.3.Принципы и подходы к формированию Программы 1.1.4.Особенности Программы 1.2.Планируемые результаты освоения программы 1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе ..................... II. Содержательный раздел программы Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Образовательная область «Речевое развитие» Образовательная область «Образовательная область «Познавательное развитие» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Образовательная область «Физическое развитие» Часть формируемая участниками образовательных отношений III.Организационный раздел. 3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка 3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды 3.3. Материально-техническое обеспечение программы 3.4.Кадровое обеспечение программы Обеспечение методическими рекомендациями и средствами обучения и воспитания Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении Комплексно-тематическое планирование Режим двигательной активности IY. Дополнительный раздел (краткое содержание)……………………
Список используемых сокращений
ДО — дошкольное образование. ИКТ — информационно-коммуникационные технологии. ООП — основная образовательная программа УМК — учебно-методический комплект. ФГОС ДО — федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Â 1155 от 17 октября 2013 года).
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
1.1. Пояснительная записка. 1.1.1.Нормативно-правовая база Основная общеобразовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Полюшко» поселка Нариманово Питерского района Саратовской области, разработана в соответствии с ФГОС ДО, на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования, с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, а также нормативными и законодательными актами: Федеральными документами: · Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ · Декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН
утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
· Постановление от 15.05.2013г. №26 «Об утверждении СанПин» 2.4.1.3049-13
Региональными документами:
Муниципальными документами:
Локальными документами: · Устав МДОУ«Детский сад «Полюшко» п.Нариманово Питерского района Саратовской области.
1.1.2. Цели и задачи Программы Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности. Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Цели Программы достигаются через решение следующих задач: – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; – обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса; – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром; – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; – формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; – формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным индивидуальным особенностям детей; – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; – обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования. Решая одну из важных задач по разработке своей основной образовательной программы, Организации смогут выбрать и использовать в своей работе образовательные программы (см. «Перечень литературных источников»), а также подобрать необходимые для ее конструирования и реализации методические и научно-практические материалы, соответствующие Стандарту. Цели и задачи деятельности МДОУ по реализации Образовательной программы определяются на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей родителей и социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение и внедрением в образовательный процесс Программы « Основы здорового образа жизни» под редакцией Н.П. Смирновой. Мы считаем, что предлагаемая программа по введению здорового образа жизни, призвана позитивно изменить сложившуюся ситуацию, сформировать новое отношение к здоровью на уровне установок, навыков, умений. В соответствии с Концепцией дошкольного воспитания, отношения педагогов и детей строятся на основе личностно-ориентированной модели общения, в атмосфере эмоционального благополучия и комфорта, как для ребенка, так и для взрослых. Пребывание в детском саду должно способствовать тому, чтобы ребенок осознал свой общественный статус, у него сформировалось умение решать конфликты, находить гуманистические способы достижения цели. Учитывая, что источником и движущей силой развития личности является реальная самостоятельность ребенка, в учреждении должны быть созданы условия для того, чтобы каждый ребенок осознал себя в качестве субъекта своей самостоятельной деятельности, творчески осваивающего свой собственный опыт. При организации образовательного процесса учитываются принципы интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Основу организации образовательного процесса составляет комплексно – тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а так же в самостоятельной деятельности детей. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области): -социально-коммуникативное развитие; -познавательное развитие; -речевое развитие; -художественно-эстетическое развитие; -физическое развитие
1.1.3. Принципы и подходы к формированию Программы В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах: 1. Поддержка разнообразия детства. Современный мир характеризуется возрастающим многообразием и неопределенностью, отражающимися в самых разных аспектах жизни человека и общества. Многообразие социальных, личностных, культурных, языковых, этнических особенностей, религиозных и других общностей, ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения, жизненных укладов особенно ярко проявляется в условиях Российской Федерации – государства с огромной территорией, разнообразными природными условиями, объединяющего многочисленные культуры, народы, этносы. Возрастающая мобильность в обществе, экономике, образовании, культуре требует от людей умения ориентироваться в этом мире разнообразия, способности сохранять свою идентичность и в то же время гибко, позитивно и конструктивно взаимодействовать с другими людьми, способности выбирать и уважать право выбора других ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения. Принимая вызовы современного мира, Программа рассматривает разнообразие как ценность, образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для обогащения образовательного процесса. Организация выстраивает образовательную деятельность с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения. 2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап является подготовкой к последующей жизни. Этот принцип подразумевает полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства), обогащение (амплификацию) детского развития. 3. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире. 4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей(законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития. 5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями. 6. Сотрудничество Организации с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом образовательной программы. Сотрудники Организации должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах. 7. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Программа предполагает, что Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального и/или культурного опыта детей, приобщению детей к национальным традициям (посещение театров, музеев, освоение программ дополнительного образования), к природе и истории родного края; содействовать проведению совместных проектов, экскурсий, праздников, посещению концертов, а также удовлетворению особых потребностей детей, оказанию психолого-педагогической и/или медицинской поддержки в случае необходимости (центры семейного консультирования). 8. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка. 9. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей. Важно использовать все специфические виды детской деятельности (игру, коммуникативную и познавательно-исследовательскую деятельность, творческую активность, обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка), опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности. 10. Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей Ребенка. 11. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально- коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое – с познавательным и речевым и т.п. Содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей раннего и дошкольного возраста. 12. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы. Стандарт и Программа задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых Организация должна разработать свою основную образовательную программу и которые для нее являются научно-методическими опорами в современном мире разнообразия и неопределенности. При этом Программа оставляет за Организацией право выбора способов их достижения, выбора образовательных программ, учитывающих многообразие конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации Программы, разнородность состава групп воспитанников, их особенностей и интересов, запросов родителей (законных представителей), интересов и предпочтений педагогов и т.п. . 1.1.4.Особенности Программы - Направленность на развитие личности ребенка. - Патриотическая направленность Программы. -Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей. - Нацеленность на дальнейшее образование. .-Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей. -Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка -Гибкость выбора программного содержания с учетом уровня развития ребенка. -Охват всех возрастных периодов. - Введение вариативной части. - Технологичность программы (Для реализации программы не требуется каких-то особых условий, нестандартного материально-технического обеспечения или специфической подготовки педагогических кадров.) -Взаимодействие с семьями воспитанников.
Рассматривая социальный статус семей воспитанников, мы выделяем категории: - полные семьи - (неполные) семьи -одинокие матери -многодетные В рамках национально-культурных особенностей воспитанников, большая их часть представители русской национальности. Приоритетным направлением деятельности МДОУ выбрано - формирование у воспитанников МДОУ основ здорового образа жизни ( реализация Программы «Основы здорового образа жизни» под редакцией Н.П. Смирновой). Соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (с учётом приоритетной деятельности образовательного учреждения) определено как не менее 60% и не более 40% соответственно. В МДОУ функционирует 4 группы: · Разновозрастная группа детей в возрасте от 1,5 до 4 лет (13 детей) · Разновозрастная группа детей в возрасте от 4 до 7 лет (15 детей) всего 28 детей. Группы функционируют в режиме 5-дневной рабочей недели 9 часового пребывания . Образовательный процесс осуществляют 2 педагога. Из них – 2 воспитателей. Из них: высшее педагогическое образование имеет 1 педагог, II квалификационную категорию имеет 1 педагогов.
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Конструктор сайтов - uCoz |